
Грузинская война, от которой нас уже отделяет определенная дистанция, кроме прочего стала серьезным испытанием готовности «пропагандистской мускулатуры» эстонских стратегических средств массовой информации. На недавнем семинаре «Molon Labe» профессор философии Март Раукас оценил такую пробу сил эстонских СМИ против России, как полный провал.
Март Раукас, в чем наши стратегические СМИ во время грузинской войны попали в цель, а в чем – промахнулись? Вы и ранее критиковали эстонские СМИ за то, что они смотрят мимо важных вещей. Почему эстонские СМИ несомненно проиграли пропагандистское сражение России?
Каковы цели стратегических средств массовой информации? Верно ведь, что сначала нужно наметить цель и лишь затем оценивать результат? Хорошо – определенно, целью СМИ не является сделаться посмешищем и недостоверным источником в глазах мыслящей части населения своей страны. Есть разница в том, как врать – умно или глупо. В первые дни грузинского конфликта наши основные издания искажали и фильтровали факты крайне прозрачно. Основная часть населения Эстонии посчитало такое отношение к себе оскорбительным. Именно поэтому многие открыли для себя русскоязычные СМИ, которые давали более «многогранное» представление о событиях.
Стратегические СМИ должны работать эффективно. Откуда же такая ошибка?
По сути, в наших СМИ с самого начала войны проявился советский пропагандистский инстинкт, хотя новые обстоятельства требовали чего-то иного: люди хотят найти в СМИ «многогранность» и разные точки зрения, даже если у них уже сложилось по некому поводу определенное мнение и они изо всех сил будут спорить с несогласными. Государство вложило средства в виртуальную среду. Основная часть населения владеет иностранными языками. Поэтому не очень разумно поступать так, как если бы население интересовалось только местными средствами массовой информации.
Если сравнить новости и мнения времен событий в Грузии, опубликованные в Eesti Päevaleht, Postimeees или Eesti Rahvusringhääling с теми, что появлялись на каналах BBC, CNN, Reuters или Russia Today, то становится понятно, что наша пресса поступила неразумно. В первые дни войны наши СМИ сообщали только те мнения, в которых подчеркивалось, что Россия развязала и уже проиграла войну.
Чуть позднее, когда журналисты осознали абсурдность ситуации, они стали передавать и мнения, более соответствующие тем, что появлялись в международных СМИ. Но значительная часть населения к тому моменту уже стала доверять другим источниками – в том числе российским СМИ. Таким образом, грузинская война поспособствовала интересу жителей нашей страны в отношении российских СМИ.
В стратегических СМИ, как в шахматах – первые ходы играют существенную роль. Что же показала неспособность наших СМИ реагировать адекватно?
Она показала, что отсутствует оперативная готовность к информационной войне. Наши СМИ занимались не войной, а трансатлантической присягой на верность. Также стало понятно, что новые пропагандистские знания, приобретенные на зарубежных курсах, эффективны лишь тогда, когда они доведены до инстинктивного уровня. Сражения чаще выигрывают с помощью опытных солдат, а не тех, кто только-только принял присягу. (Аналогичной темы я коснулся в своем эссе «Sõjasulased».) Фигурально выражаясь – сколько военной техники Грузия потеряла за 5 дней военных действий с Россией, столько же доверия мыслящих жителей Эстонии потеряли эстонские стратегические СМИ.
Ведь в какой-то момент в наших СМИ стали цитироваться и слова российских лидеров.
Но, кажется, уже спустя несколько дней после того, как это стали делать BBC, Reuters и CNN? В состоянии информационной лихорадки, когда люди начинают свое утро, скорее, с чтения новостей, чем с глотка кофе, время является очень важным фактором. Эстонские стратегические СМИ опоздали во всех эпизодах не меньше, чем на шаг-другой.
Возьмем какой-нибудь конкретный казус: например то, как талантливо российские СМИ воспользовались видеозаписями BBC с Саакашвили, поедающим галстук или в ужасе убегающим по улицам.
Эти эпизоды сильно контрастировали с кадрами о подчеркнутой мужественности и спокойных выступлениях российских лидеров – Саакашвили, сменивший красный галстук на синий, может, конечно, мечтать о том, чтобы его постыдный конфуз был забыт, но кадры хорошо въелись в память и победа в этом бою информационной войны однозначно за русскими.
Победе немало поспособствовала команда BBC. Многие задаются вопросом – почему англичане пустили в ротацию высмеивающие лидера Грузии кадры?
Я не знаю. Я недавно общался с одним английским журналистом, который пояснил, что далеко не все англичане, центральному банку чьей страны несколько лет назад серьезно повредили финансовые махинации Джорджа Сороса, считают необходимым применять джентльменские приемы в отношении лиц, которых они характеризуют как «грабителей английского банка» - и в отношении очередного проекта Сороса «Открытого общества», побочным продуктом которого иногда считают Саакашвили.
Давайте вспомним в этой связи, какой была попытка ответа эстонских СМИ, носившихся с лидером Грузии, на виртуозный британско-российский хук челюсть?
Если я правильно помню, то в одном из выпусков передачи «Reporter» долго восхищались большим носом гуманиста президента Грузии и всячески поносили рот и глаза президента России. Ну и любители!
Почему наши журналисты не учатся у Аристотеля, который говорит в своей «Физиогномике», что глупо что-либо заключать по отдельным чертам лица. Следует наблюдать за движениями лица в целом, и из этого делать выводы о характере человека.
Если есть желание использовать козырь европейских ценностей в информационной войне с Россией, в будущем следует избегать бытовой психологии. Школьные социологические уловки также следует дополнить мудростью учителя Александра Великого и пройти у специалиста по имиджу Линнара Приймяги курс на тему техник пропаганды.